Родителям

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №4" 

адрес: 142201, Московская область,

город Серпухов,  улица Коншиных, дом 145;

телефон: 8(496) 7723442;   email: school406@bk.ru

 

Родителям

Инсульт. Что мы о нем знаем?

 

   

 

  

  

 

Акция «Безопасные окна»

На территории Подмосковья проводится акция «Безопасные окна», направленная на предупреждение выпадения малолетних детей из окон многоквартирных домов.

 

 

Уважаемые родители!

На основании письма Министерства образования Московской области от 09.01.2017 № исх-7/10м, в случаях понижения температуры воздуха на улице в зимний период МБОУ СОШ №4 сообщает следующее. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФХ "Об образовании в Российской Федерации" ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса возлагается на образовательную организацию (пл. 15,16 п.3, ст. 28п.п.2, п.6, ст. 28, п.1,4, ст.41).

В случае принятия решения об отмене учебных занятий МБОУ СОШ №4 рекомендует руководствоваться температурной шкалой,  представленной в письме Министерства просвещения РСФСР от 22.12.1978  № 511-М:

1 - 4 классы    минус 250 С и ниже;

5 - 9 классы    минус 300 С и ниже;

10 - 11 классы минус 310 С и ниже.

 

Занятия физической культурой в морозные дни проводится в зале, а при проведении занятий на лыжах необходимо учитывать температуру воздуха и состояние погоды в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.2821-10.

 

Класс

Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на уроках физической культуры на открытом воздухе

без ветра

при скорости

ветра до 5

м/сек

при скорости

ветра 6-10

м/сек

 

при скорости ветра

более 10 м/сек

 

1 – 4 классы

- 10-11°С

- 6-7° С

- 3-4° С

занятия не проводятся

5 – 6 классы

- 12° С

- 8° С

- 5° С

7 – 8 классы

- 15° С

- 12° С

- 8° С

9 – 11 классы

- 16° С

- 15° С

- 10° С

 

 

В сети "Интернет" создан информационно-развлекательный сайт для детей и подростков, направленный на изучение вопросов, связанных с защитой прав субъектов персональных данных:     http://персональныеданные.дети/

 

 

 

                  социальный ролик «Береги свои персональные данные»

 

https://www.youtube.com/watch?v=xmyCmQKP-JI

 

 

 

 

Как защитить ребёнка от падения из окна:

Открытое окно может быть смертельно опасно для ребёнка. Каждый год от падений с высоты гибнет огромное количество детей. Будьте бдительны!

1. Никогда не держите окна открытыми, если дома ребёнок! Вам кажется, что

Вы рядом, но секунда, на которую Вы отвлечетесь, может стать последней в жизни Вашего ребёнка!

2. Никогда не используйте антимоскитные сетки - дети опираются на них и

выпадают вместе с ними наружу!

3. Никогда не оставляйте ребёнка без присмотра!

4. Установите на окна блокираторы, чтобы ребёнок не мог самостоятельно

открыть окно!

Падение из окна - является одной из основных причин детского травматизма и смертности, особенно в городах. Дети очень уязвимы перед раскрытым окном из-за естественной любознательности.

Наличие в доме кондиционера - закономерно снижает риск выпадения из окна, однако помните, что в доме, гдеесть ребёнок - НЕПРЕМЕННО должны стоять хотя бы фиксаторы - это минимальная защита, так как ребенок может открыть окно и сам.

Как защитить ребёнка от падения из окна?

1. Большинство случаев падения происходит тогда, когда родители оставляют детей без присмотра. Не оставляйте маленьких детей одних.

2. Отодвиньте от окон все виды мебели, чтобы ребёнок не мог залезть на подоконник.

3. НИКОГДА не рассчитывайте на москитные сетки! Они не предназначены для защиты от падений! Напротив - москитная сетка способствует трагедии, ибо ребёнок чувствует себя за ней в безопасности и опирается, как на окно, так и на неё. Очень часто дети выпадают вместе с этими сетками.

4. По возможности, открывайте окна сверху, а не снизу.

5. Ставьте на окна специальные фиксаторы, которые не позволяют ребёнку открыть окно более, чем на несколько дюймов.

6. Защитите окна, вставив оконные решетки. Решётки защитят детей от падения из открытых окон.

Вы можете обратиться в специальные фирмы, занимающиеся их монтажом и выбрать наиболее подходящие вашему типу окон.

7. Если вы что-то показываете ребёнку из окна - всегда крепко фиксируйте его, будьте готовы к резким движениям малыша, держите ладони сухими, не держите ребёнка за одежду.

8. Если у вас нет возможности прямо сейчас установить фиксирующее и страховое оборудование, вы легко можете просто открутить отверткой болты, крепящие рукоятки и убрать их повыше, используя по мере необходимости и сразу вынимая после использования.

Обратите внимание:

* Если вы устанавливаете решётку на весь размер окна, должен быть способ быстро открыть ее в случае пожара! (Это особенно необходимо, когда специалисты МЧС вынимают людей из горящего дома лестницами, батутами, или когда спастись можно только крайней мерой - незащищённым прыжком из окна) Решётка должна открываться на навесках и запираться навесным замком. Ключ вешается высоко от пола, около самого окна, на гвоздике, так, чтобы подросток и взрослый смогли быстро открыть окно за 30-60 секунд при острой необходимости. Не заваривайте решётками окна наглухо, это может стоить вам жизни даже на первом этаже!

* При любом типе решёток - просвет между прутьями не должен быть более половины поперечного размера головы ребёнка (не более 10 см). Если ребёнок может просунуть голову между прутьями - нет ни малейшего толку от такой решётки!

* Устанавливать фиксаторы, решётки - должны только профессионалы! Не экономьте на безопасности своих детей! Обращайтесь только к надёжным фирмам, дающим долгую гарантию. В этом году в Иванове ребёнок выпал вместе с новеньким, недавно установленным стеклопакетом, просто постучав по нему кулачками!

Поиск устройств, способных защитить пластиковое окно от попыток детей его открыть, начинается, как правило, после того, как мама застает своего ребёнка стоящего на подоконнике у открытого окна.

Безопасность детей дома. Как сделать безопасные окна для детей?

Многие родители пытаются самостоятельно изобретать способы и устройства защиты окон от детей. Всем известен простой способ защиты от открытия окна ребёнком открутив ручку и положив её повыше.

Вместе сохраним здоровье детей!

 

УРОКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,

или как помочь ребенку не употреблять психоактивные вещества.

 

Урок 1.

Что нужно знать о табаке, алкоголе и наркотиках  ребенку? Что полезно знать родителям?

Выберите подходящий момент для разговора. Например: (1) вы вместе смотрите что-то относящееся к этой проблеме по телевизору; (2) в разговоре случайно всплыл вопрос об алкоголе или табаке; (3) кто-то рядом с вами курит; (4) вы готовитесь к встрече с друзьями; (5) ребенок рассказал вам об уроке по про­филактике употребления табака или алкоголя.

Убедитесь, что информация, полученная ребенком, верная. Опросы школьников обнаружили, что часто у детей нет объективной инфор­мации, а то, что им известно, попросту неверно. Особенно часто это касается сведений, извлекаемых детьми из телепередач и фильмов.

Поговорите с ребенком о наиболее распространенных мифах о табаке, алкоголе и наркотиках  и развейте их. Для того чтобы вам было легче это сделать, используйте информацию, приведенную в таблицах: «Мифы и факты о табаке» и «Мифы и факты об алкоголе».

 

Мифы и факты о табаке

Миф

Факт

Курят все

По статистике курит меньше населения

Все взрослые курят

В нашей стране 50% мужчин и 75% женщин не курят

Бросить курить легко

Большинство курильщиков безуспешно пытаются бросить курить. Половина курильщиков пыталась бросить не один раз.

Курение – относительно безвредное занятие

Курение – главный фактор риска заболеваний легких и сердечно-сосудистой системы. 90% больных раком легких курили

Курение опасно только для того, кто курит

Врачами установлено, что курение  опасно не только для здоровья тех, кто курит, но и тех кто, находясь рядом, вдыхает чужой дым

Мифы и факты об алкоголе

Миф

Факт

Алкоголь стимулирует, придает силы

Алкоголь угнетает центральную нервную систему, затормаживает нормальные реакции организма

Выпившие люди дружелюбны, общительны и раскрепощены

Обычно пьяные люди  теряют над собой контроль, становятся агрессивными и злыми, ввязываются в драки. Половина всех убийств связана со злоупотреблением  алкоголем

Алкоголь – не основная причина смертности среди молодежи

Подростки и молодежь чаще всего погибают в результате несчастных случаев, связанных со злоупотреблением алкоголем или наркотиками.

Алкоголь - пищевой продукт.

Алкоголь не переваривается в желудке как пища. Он попадает прямо в кровь, а затем в мозг.

Алкоголь может «прочистить мозги»

Алкоголь нарушает нормальную работу головного мозга.

Больше людей умирает от наркотиков, чем от алкоголя

По статистике от злоупотребления алкоголя умирает в несколько раз больше людей, чем от наркотиков.

Мифы и факты о наркотиках

Миф

Факт

Наркотики делятся на легкие и тяжелые

 

Покурив раз-другой марихуану, съев таблетку mdma или экстази («легкие» наркотики), молодой человек избавляется от внутреннего запрета и страха. Ему начинает казаться, что ничего страшного в наркотиках нет, а, наоборот, это отличное средство хорошо провести время.

 Наркомания – это не болезнь

Важно понять, что наркомания - это болезнь. Она включена в медицинские справочники и каталоги наряду с любыми другими заболеваниями. Наркомания по степени тяжести приравнивается к онкологическим заболеваниям, так как имеет огромный процент смертности - 96% больных умирает.

Легализация наркотиков решит проблему наркомании

Этот миф особенно распространен среди людей, регулярно употребляющих наркотики, среди лиц, заинтересованных в распространении психоактивных веществ, а также в него охотно верят легкомысленные подростки и молодые люди.

Потребление наркотиков может быть контролируемым

Выделяют  пять этапов формирования наркотической зависимости. Границы между ними размыты: начинаясь с легкомысленного и «безобидного» экспериментирования с марихуаной, процесс (в 90% случаях!) Протекает автоматически, переходя от одной ступени к другой. Причина этому – потеря контроля, неспособность удержаться и остановиться.

Наркотики помогают решать жизненные проблемы

Когда же действие психоактивного вещества заканчивается, и человек вынужден вернуться к действительности, оказывается, что трудности, от которых так хотелось сбежать и избавиться, остаются и, кроме того, имеют свойство накапливаться.

В жизни все надо попоробовать, в том числе и наркотики

Часто так говорят люди, заинтересованные в том, чтобы новички решились и продолжали «пробовать» наркотики всю оставшуюся недолгую жизнь. После первой пробы «за компанию» вряд ли захочется попробовать что-то другое. Прежние жизненные интересы утратят значение.

Наркотики употребляют сильные и талантливые люди

Если они и были такими, то очень скоро изменились, стали слабыми, ни к чему не способными.

Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение «кайфа»

В действительности ощущение «кайфа», приписываемое действию наркотических веществ, является чисто субъективным. Только внушение окружающих или бытующие в обществе «метафоры» и представления о действии наркотиков заставляют человека считать «кайфом» отравление организма.

Наркотики придают жизни разнообразие

Наркотический опыт настолько необычен, он настолько глубоко отпечатывается на душе человека, что даже вышедший из химической зависимости от наркотика человек становится перед проблемой: как жить трезвым? Реальность воспринимается им как скучнейшая скука. Хочется побыстрей вернуться в прежние удивительные переживания.

Есть люди, которые принимают наркотики много лет и прекрасно живут

Большинство из них живет не больше 3-5 лет после первого приема наркотика, но, конечно, есть и исключения - те, кто погибает уже через полгода или живут 10-15 лет.

Употреблять или не употреблять наркотики – личное дело каждого

Человек живет среди людей, что очень облегчает его существование, но, вместе с тем, налагает на него многочисленные обязательства. Образ жизни в обществе должен соответствовать нормам человеческого общежития. Эти нормы, а также определенные ценностные ориентиры прививаются с детства в процессе воспитания. Различные зависимости, в том числе – наркотическая, являются явными отклонениями от общественно приемлемого поведения (девиациями).

 

Возможно, вы хотите узнать больше об употреблении под­ростками табака, алкоголя и наркотиков. Несколько наиболее важных, научно установленных закономерностей приведены в «Заметках для родителей».

Заметки для родителей

Ученые доказали, что если дети и подростки употребляют та­бак и алкоголь, то увеличивается вероятность того, что в даль­нейшем они попробуют наркотики.

Между преждевременным началом половой жизни, изнаси­лованиями, нежелательными беременностями, венерическими болезнями подростков и употреблением алкоголя существует вза­имосвязь. Пьющие подростки чаще попадают в перечисленные ситуации.

Исследования показали, что различные отклонения в поведении подростков редко встречаются в изолированном виде. Обычно употребление табака, алкоголя, наркотиков сопровождается ло­жью, мелким воровством и хулиганством, прогулами занятий и плохой успеваемостью в школе.

Употребление табака и алкоголя — сложное, противоречивое явление современной массовой культуры. С одной стороны, упот­ребление этих веществ не запрещено, а иногда даже поощряется рекламой в коммерческих целях. С другой стороны, употребле­ние табака является установленным фактором риска возникнове­ния сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а упот­ребление алкоголя — еще и причина множества несчастных случаев и преступлений. Употребление табака и алкоголя взрослыми людь­ми, скорее всего, их личное дело, во всяком случае тогда, когда это не касается окружающих. Употребление табака и алкоголя деть­ми и подростками — отклоняющееся поведение. Продажа алкоголя детям и подросткам запрещена по закону.

Урок 2

Как добиться, чтобы ребенок советовался с вами?

На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сы­ном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, уг­рожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучи­тельные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выс­лушали и поняли ваше состояние?

Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.

Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей бу­дет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком.

 Как вести себя с ребенком, у которого возникли проблемы?

Многих из нас воспитывали в уверенности, что злость и раз­дражение надо сдерживать, а страх или тревогу скрывать. Поэто­му иногда родители просто не знают, как реагировать на злость или раздражение ребенка, и поступают в соответствии с одной из следующих ролей:

Командир

Приказы, команды и угрозы - это способы, которыми Командир удерживает ребенка под контролем. С его точки зрения ребенок должен уметь сдерживаться.

Моралист

Такие родители ведут себя как проповедники. То следует делать, а это не следует... Моралисты обеспокоены в основном тем, чтобы все было прилично.

Всезнайка

Родители, играющие эту роль, читают лекции и раздают советы, взывают к рассудку, стараясь показать, насколько они интеллектуально превосходят ребенка.

Судья

Эти родители убеждены в виновности ребенка еще «до суда». Их цель доказать, что они всегда правы, а дети всегда не правы.

Критикан

Как Судья, Моралист или Всезнайка, такой отец или мать хочет всегда быть правым. Его методы — это насмешка, обидные прозвища, сарказм и шутки, унижающие ребенка.

Психолог

С наилучшими намерениями Психолог пытается все анализировать, выяснить все детали, разложить все «по полочкам».

Утешитель

Родители-утешители стре­мятся избавить себя от пере­живаний за ребенка и ста­раются воспринимать его проблемы легко. Бесхитрост­ные уговоры, претензии на то, что ничего особенного не произошло, даже если что-то на самом деле произошло, настаивание на том, что, «чтобы ни случилось, не стоит расстраиваться», — типичные способы их пове­дения.

Родители, даже если они и играют какую-то из этих ролей, конечно же, не являются злоумышленниками. Они делают это из наилучших побуждений. Если вы узнали свои поступки в ком-то из выше описанных, постарайтесь измениться, следуя закономер­ностям и правилам эффективного общения.

Эффективное общение

Эффективное общение предполагает наличие взаимного ува­жения. Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети, и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения мо­гут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут при­няты. Что значит приняты? Принять — значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разделяете его убеж­дений.

Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, наклонен к нему, часто повторяет: «Я тебя слушаю внимательно!» Иногда он мол­чит, иногда отвечает.

Правила эффективного общения

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувство­вать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рас­сказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

  • ребенок убедится, что вы его слышите;
  • ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
  • ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Поглощенный проблемой или чем-то еще, расстроенный че­ловек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слу­шая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жеста­ми, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда от­давайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивай­те головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на воп­росы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демон­стрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказы­вает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»

  

Урок 3

Как повысить самооценку ребенка и почему это важно?

Неспециалисту может показаться странным, что самооценка человека прямо связана с употреблением табака, алкоголя или даже наркотиков. Однако исследования показали, что люди, зло­употребляющие этими веществами, обычно имеют низкую само­оценку. Так и у ребенка, который относится к самому себе хоро­шо, имеет положительную, высокую самооценку, скорее всего, хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления алкого­ля и наркотиков. Он будет сопротивляться давлению окружаю­щих более активно, чем тот, который считает себя «хуже других». Пять правил повышения самооценки позволят вам повысить ее у вашего   сына или дочери.

 Правила повышения самооценки

Правило 1. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже самые маленькие ус­пехи. Хвалите как можно чаще. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

Правило 2. Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача мо­жет стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие, по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение, как наивысшие достижения и победы других.

Правило 3. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка. Допустим, ваш ребенок полез на высокий забор, утыканный гвоздями. Для того чтобы не разрушить поло­жительную самооценку, можно сказать примерно следующее: «Лезть на такой забор опасно. Ты мог упасть и разбиться. Не делай боль­ше этого». Разрушительное для самооценки высказывание звучит так: «Куда ты полез? У тебя что, головы на плечах нет?»

Правило 4. Давайте ребенку почувствовать настоящую ответ­ственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

Правило 5. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова «Я тебя люблю!» способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не по­вторять, что они самые любимые и самые дорогие. Вопреки рас­пространенному мнению, неполные семьи также могут давать ребенку основу для положительной самооценки, как и полные. Конечно, при условии, что взаимоотношения с ребенком проч­ные и любящие.

 

Урок 4.

Как семейные ценности помогают противостоять давлению?

Наши ценности — это то, во что мы верим с детства. Стандар­ты поведения, обычно воспитываемые семьей, кажутся нам са­мыми правильными и важными. Даже маленькие дети легко ус­ваивают, что правильно и что неправильно, и принимают решения, основанные на семейных ценностях. Поэтому строгая система ценностей может помочь детям отказаться от курения и употреб­ления, алкоголя.

В каждой семье система ценностей своя. Не существует еди­ных стандартов воспитания, предупреждающих употребление та­бака и алкоголя. Скорее всего, ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваше поведение, и перенимать ваши стандарты поведения, установки и убеждения.

Ниже приведены примеры семейных ценностей, относящиеся к профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков деть­ми и подростками:

· наличие личных убеждений или религиозных представлений, отрицающих употребление алкоголя или наркотиков;

· признание ценности своей свободы, ценности принятия собственных решений; при этом стремление быть «как все», «следовать за толпой» не является ценностью и стандартом поведения;

· уважение к человеческому телу и стремление к тому, чтобы быть здоровым и красивым; следование здоровому образу жизни;

· убеждение, что контролировать свое поведение следует всегда.

Каких из перечисленных выше или подобных ценностей вы придерживаетесь, не столь уж важно. Главное, чтобы у вашего ребенка были здоровые стандарты поведения и ценности, кото­рые он считает правильными и важными. В случае, когда на него станут давить, предлагая или даже заставляя курить, пить алко­голь или пробовать наркотики, семейные ценности помогут со­хранить контроль за своими поступками и остаться здоровым.

 

Урок 5

Как поведение родителей влияет на ребенка?

Исследования показали, что большинство людей употребляют алкоголь или курят так же, как это делали их родители. Обнару­жено также, что вероятность курения повышается у тех детей, чьи родители курят. Так что одни находки ученых подтверждают другие. Интересно, что само по себе употребление алкоголя на глазах детей не оказывает на них вредного влияния. Однако спе­циалисты советуют не пить при детях много. Демонстрация того, что вы можете, в зависимости от ситуации, или вовсе не пить, или пить умеренно, является хорошим примером, а вы сами слу­жите   положительной ролевой моделью.

Однако количество выпитого вами алкоголя или выкуренных сигарет далеко не все в вашем поведении, что замечает ребенок. Дети также видят, почему вы пьете или курите, когда вы пьете, пьете ли, когда вы за рулем. Совмещаете ли вы с употреблением алкоголя плавание в реке, вождение машины, работу. То, как вы относитесь к связанным с этим опасностям, не остается незаме­ченным.

Иногда родители, которые не пьют и не курят, совершают ошибку, не обсуждая проблему употребления табака или алкого­ля с детьми. Эти родители должны помнить, что они, к сожале­нию, не являются единственными образцами и ролевыми моде­лями для своих детей.

Одним из примеров здорового поведения и положительной ролевой модели для ребенка являются родители, организующие праздники, где алкоголь - не центр события. Наряду с алкогольными предлагайте своим гостям безалкогольные напитки, никогда не заставляйте кого-либо пить, если он не хочет, убедитесь в том, что ваши подвыпившие гости не будут за рулем по дороге домой.

Особенно тяжелая ноша ложится на семьи, в которых один из родителей страдает алкоголизмом. Поступки больного алкоголизмом отца и реакция на его болезнь здоровой матери, и наоборот, формируют опасные для детей в будущем модели поведения. Ниже приведено несколько правил, которых следует придерживаться в целях облегчения положения ребенка в такой семье.

Не пытайтесь скрыть от детей проблему — заболевание супруга. Дети могут справиться с ситуацией лучше, если будут твердо знать, что один из родителей болен.

Убедитесь в том, что ваши дети понимают, алкоголизм — это заболевание, как рак или диабет. В этом случае они могут возненавидеть болезнь, но продолжать любить больного отца или мать.

Узнайте побольше информации об алкоголизме сами, а затем передайте ее детям. Понимание избавляет, хотя бы частично, от страха перед заболеванием.

Посетите группу поддержки для семей или супругов алкоголиков, помогите своим детям найти такую же группу для детей, родители которых страдают алкоголизмом.

Убедитесь, что дети не чувствуют, что являются причиной болезни в целом или очередного запоя в частности.

Постарайтесь внести некоторую стабильность и порядок, ритуалы и традиции в жизнь вашей семьи. Здоровому развитию детей способствуют постоянство и предсказуемость окружающей среды.

 

Урок 6

Что такое навыки противостояния давлению сверстников?

Навыки противостояния давлению сверстников — это такие поступки или действия, которые родители могут воспитать в своем ребенке в целях отказа от употребления табака, алкоголя и наркотиков. Для воспитания противостояния давлению используйте пять правил, приведенных ниже.

Правило 1. Научите своего ребенка ценить индивидуальность в людях и в себе самом. В подходящий для разговора момент попросите ребенка сказать, что делает вас особенным, ни на кого не похожим, уникальным человеком. Вспомните о людях, кото­рых он любит, и спросите, что делает этих людей уникальными индивидуумами. Спросите, что ребенку нравится в своей собствен­ной индивидуальности, добавьте к его описанию побольше его хороших черт, которые он сам не назовет.

Правило 2. Обсудите вместе с ребенком понятие дружбы. По­просите его составить описание настоящего друга: «друг - это...» и «друг - это не...». Пока он работает, составьте свое описание друга. Поговорите, сравнивая, сколько одинаковых характерис­тик в ваших описаниях, и выясните, кто же такой настоящий друг.

Правило 3. Научите ребенка говорить людям «нет». Большинство родителей учат своих детей быть вежливыми, уважать других и быть послушными. Это хорошие черты в большинстве ситуаций. Однако они недостаточны для того, чтобы ребенок мог постоять за себя. Детям нужна поддержка родителей, чтобы ска­зать «нет» давлению посторонних взрослых или сверстников. Объясните ребенку, что в некоторых ситуациях абсолютно необ­ходимо настаивать на уважении к себе. Эти ситуации, прежде все­го, - предложение табака, алкоголя и наркотиков.

Правило 4. Ознакомьтесь с фактической информацией об упот­реблении алкоголя и наркотиков молодежью. Бывают ситуации, провоцирующие давление со стороны сверстников. Подростки настойчиво предлагают друг другу выпить алкоголь, попробовать наркотики. Вы можете помочь своему ребенку избежать попада­ния в такие ситуации, введя специальные правила. Например, ваш ребенок не пойдет играть к своим друзьям, если дома нет никого из взрослых. Он не будет ходить на дни рождения, кото­рые проводятся без присмотра взрослых.

Правило 5. Используйте давление сверстников в свою пользу. Ведь давление сверстников может быть не только отрицательным, но и положительным. Например, дети и подростки положитель­но влияют друг на друга в хороших школах, детско-подростковых клубах по интересам, секциях, молодежных группах. Не столь важно, какую из школ или секций ребенок выберет. Главное, чтобы дети в ней придерживались здоровых стандартов поведения и под­держивали положительные ценности друг друга.

 

Урок 7

Помогают ли  семейные правила противостоять употреблению табака и алкоголя?

Семейные правила чрезвычайно важны. Исследования психо­логов показали, что дети в своей жизни хотят упорядоченности и ведут себя более ответственно, когда взрослые накладывают ра­зумные ограничения на их свободу.

Обсудите с ребенком заранее, какого поведения вы от него ждете. Что ему следует делать и чего не следует делать в рамках ожидаемого вами поведения. Каковы логические результаты вы­полнения или невыполнения установленных вами правил.

Убедитесь, что ребенок знает: нет и не может быть таких обстоятельств, при которых он должен курить, употреблять алкоголь или пробовать наркотики. Обсудите серьезные последствия нарушения этого правила. Подробно обсуждаемые или даже записанные семейные правила помогут ребенку отказаться от предложения попробовать алкоголь или наркотики и будут способствовать развитию ответственного отношения к своему здоровью и поступкам.

Семейные правила помогают ребенку сравнительно легко ска­зать «нет» в ситуации давления со стороны сверстников. Например, представьте, что в ответ на предложение группы сверстни­ков покурить ребенок говорит: «Нет, спасибо. Мои родители на прошлой неделе сказали, что они не купят мне компьютер, если я буду курить».

 

Урок 8

Можно ли предупредить употребление табака и алкоголя от скуки или простого любопытства?

Да, конечно! Конструктивным ответом на вопрос будет орга­низация здоровой, творческой деятельности ребенка. Возможны, как минимум, два пути.

Первый. Поддерживайте участие ребенка в кружках, спортив­ных секциях; поощряйте занятия музыкой и хобби, не настаивая на том, чтобы он обязательно выигрывал или добивался выдаю­щихся результатов. Неважно, чем будет заниматься ребенок. Если у него есть здоровые интересы, то вероятность курения, употреб­ления алкоголя или наркотиков невелика.

Другой путь, способствующий здоровой, творческой дея­тельности ребенка, — это путь совместной деятельности. Оп­росы детей показывают, что они любят, когда родители про­водят с ними время, даже если это связано с выполнением работы по дому.

Информация о наркотиках

Ваш ребенок еше мал и, конечно, не употребляет табак, алко­голь и, тем более, запрещенные наркотики. Поскольку количе­ство молодежи, употребляющей запрещенные наркотики, растет, вам полезно знать эффекты, связанные с их употреблением.

Ингалянты — общее название веществ, пары которых вдыхают подростки с целью достижения состояния опьянения. К ним от­носятся средства бытовой химии (аэрозоли, чистящие вещества) и бензин.

Однократное употребление ингалянтов может привести к нару­шениям настроения, онемению рук и ног, зрительным галлюци­нациям, удушению и даже внезапной смерти.

Эффекты непродолжительного употребления ингалянтов: голо­вокружение, головная боль, нарушение дыхания.

Эффекты продолжительного употребления ингалянтов: головные боли, тошнота, боли в животе, нарушения обоняния и вкусовых ощущений, мышечная слабость, необратимые нарушения пече­ни, легких, почек и мозга.

Марихуана — самый распространенный из запрещенных нар­котиков. Чаше всего именно марихуану подростки пробуют в пер­вый раз.

Эффекты непродолжительного употребления марихуаны: сонли­вость, учащенное сердцебиение, покраснение белков глаз, ощуще­ние сухости во рту и в горле, трудности ориентировки во времени, в концентрации внимания, координации движений, ухудшение памяти и нарушение способности выполнения заданий.

Эффекты продолжительного употребления марихуаны: физичес­кая зависимость, общее понижение сексуальности, риск беспло­дия у женщин и мужчин, риск возникновения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Кокаин - запрещенный наркотик, относящийся к группе сти­мулянтов.

Эффекты употребления кокаина: повышение артериального давле­ния, учащение сердцебиения и дыхания, повышение температуры тела.

Риск, связанный с употреблением кокаина: нарушения психики, включая возникновение «кокаинового психоза», снижение сопротивляемости организма, сердечные приступы, инсульты.

Героин — запрещенный, быстро вызывающий привыкание нар­котик, относящийся к группе опиатов. Обычно вводится внутри­венно.

Однократное употребление героина сопровождается повышением температуры кожи, сухостью во рту, тяжестью в конечностях, могут возникать тошнота, рвота, зуд. При передозировке героина мо­жет наступить внезапная смерть.

Эффекты непродолжительного употребления героина: быстро развивающаяся зависимость (наркомания). При употреблении ге­роина больной впадает в сонливое состояние, во время которо­го сердцебиение и дыхание замедляются, а умственная деятель­ность затруднена.

Эффекты продолжительного употребления героина: хроническая зависимость с возможностью возникновения синдрома отмены (беспокойство, боли в мышцах и костях, бессонница, понос, рво­та, мурашки). Внутривенное введение героина может сопровож­даться вирусными и бактериальными инфекциями (СПИД, гепа­титы), заболеваниями печени и почек, артритом, заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

Галлюциногены — группа запрещенных наркотиков, которые меняют восприятие объективной реальности человеком, напри­мер: ЛСД, «магические грибы» и др.

Риск, связанный с употреблением галлюциногенов, для физичес­кого здоровья: повышение артериального давления, учащенное сердцебиение, бессонница, нарушение координации движений, нечеткая речь, снижение порога чувствительности к боли, судо­рожные состояния.

Риск, связанный с употреблением галлюциногенов, для психичес­кого здоровья: депрессия, тревожность, паранойя, потеря контро­ля за собственным поведением, жестокость, нарушения психики, сходные с проявлениями шизофрении.

 

Защитим наших детей от беды

Родители на то и родители, чтобы беспокоиться о своих де­тях. Так было и так будет всегда. Только времена меняются, а вместе с ними и поводы для родительских тревог. В наши дни родители волнуются, когда слышат от знакомых страшные ис­тории о подростках-наркоманах и когда смотрят по телевизору передачи о наркотиках. Рядом с нами живут родители, чьи дети попали в беду. Их отчаянные и нередко тщетные попытки спа­сти своего ребенка порождают чувство бессилия. Иногда они говорят, что ни одна лечебная или профилактическая программа не в состоянии им помочь. Но не все так безнадежно, как ка­жется.

Последние научные исследования позволяют всем нам, ро­дителям и специалистам, сохранять определенную долю опти­мизма даже в непростых условиях современной жизни. Ока­зывается, каждый ребенок обладает большими защитными ресурсами психологического и физического здоровья. Невзи­рая ни на какие неблагоприятные обстоятельства он может стать полноценным человеком и настоящим гражданином. Часть этих защитных ресурсов напрямую связана с вашим по­ведением как родителей. Что же в вашем поведении важно для благополучия детей?

Ниже приведены практические советы и идеи, которые до­казали свою эффективность в усилении защитных ресурсов ре­бенка. Прочитайте их и старайтесь им следовать, когда это воз­можно.

 

Поддержка ребенка семьей

· Чаще обнимайте, целуйте ребенка, хвалите его.

· Не думайте, что ваш ребенок и так знает, что вы его любите.

· Пусть ваша любовь к ребенку будет выражена словами, тоном голоса и взглядами, которые отражают вашу любовь.

· Это неправда, что с возрастом детям все меньше нравятся физические контакты с родителями (объятия, поцелуи). Но уважайте дистанцию, устанавливаемую ребенком.

· Хотя бы раз в неделю один вечер делайте что-то всей семьей. Пусть все члены семьи подумают и договорятся, что они хотели бы сделать вместе. Разделяйте интересы детей.

· Если у вас двое детей, предоставьте каждому из них возможность индивидуально провести с вами какое-то время. Например: десять минут после школы, полчаса перед сном и т.п. Дайте им понять, что вам тоже хочется побыть с ними.

· Поговорите с детьми о том, как сделать вашу квартиру более комфортной и гостеприимной для них и их друзей. Предпримите шаги для достижения этого.

 

Родители как пример социальных связей

· Каждый день спрашивайте ребенка: "Как дела?" Начните с простых вопросов: "Что было в школе?" Сделайте такие разговоры привычкой.

· Внимательно слушайте ребенка. Пусть для него станет очевидным тот факт, что вы цените его мнение, знания, уважаете его чувства.

· Пусть ребенок самостоятельно делает то, что он должен делать. Одновременно он должен чувствовать, что вы можете прийти на помощь. Незамедлительно приходите на помощь, когда она требуется. Некоторые дети очень подвижны: им надо постоянно бегать, им трудно спокойно сидеть. Не настаивайте на том, чтобы ребенок полностью успокоился и уселся до того, как вы начнете с ним разговаривать.

· Убедитесь, что, когда вы  решили поговорить с ребенком, для этого есть подходящее место. Это может быть его комната, кухня или любое другое место. Телевизор должен быть выключен.

 

Общение с родителями

· Будьте готовы поговорить с ребенком тогда, когда ему это необходимо.

· Регулярно спрашивайте ребенка о том, что он думает, во что верит, в чем убежден. Принимайте как факт и уважайте то обстоятельство, что вы согласны далеко не со всем, в чем убежден ваш ребенок.

· Никогда не приклеивайте ярлыки к убеждениям ребенка: глупости, ребячество, чепуха. Если хотите возразить, скажите лучше: ''Сейчас ты в это веришь, но со временем, когда ты станешь старше..."

· Время от времени проводите с ребенком  целый день вместе. Пойдите в зоопарк, в парк, на природу. За этот день вы переговорите обо всем на свете.

· Не думайте, что вашему ребенку безразличны события, происходящие в мире: голод, войны, терроризм. Очень многие дети тяжело переживают подобные события. Поговорите с ними   о том, что они видели и слышали, и успокойте их.

· Чем меньше у вас запретных тем для разговоров с ребенком, тем больше он с вами будет делиться. Если вы чего-то не знаете и не можете ответить на вопрос ребенка, помогите ему докопаться до истины. Единственное, о чем вам не следует говорить с ребенком, это об интимных подробностях вашей личной жизни.

 

Общение с другими взрослыми

· Предоставьте ребенку возможность иногда проводить время вместе с другими взрослыми: родственниками, учителями, соседями, вожатыми. Они могут положительно повлиять на ребенка. Иногда проводите отпуск вместе с другими семьями. Тогда ваш ребенок получит опыт общения  с другими взрослыми и их детьми.

· Во многих школах есть психологи, а в детских центрах — консультанты. Научите ребенка в случае необходимости обращаться за помощью к профессионалам.

· Приглашайте друзей   и знакомых в гости вместе   с детьми. Не отсылайте своих детей в другую комнату, если они пришли без детей. Уделите детям внимание, поиграйте с ними.

· Пусть дети участвуют в ваших разговорах с гостями.

· Поощряйте звонки вашего ребенка взрослым, которым он доверяет, когда ему нужен совет. Не препятствуйте обращению вашего ребенка за советом к другим взрослым.

· Если у вашего ребенка есть увлечение, например музыка, велосипед, баскетбол, коллекционирование, дайте ему возможность общения с вашим знакомым, у которого такое же хобби.

· Пусть дети участвуют в совместной работе со взрослыми.

 

Участие родителей в жизни школы

Поговорите с каждым из школьных учителей вашего ребенка хотя бы раз в год.

Регулярно спрашивайте ребенка о том, что он изучает в школе. Предложите помощь в выполнении домашних заданий. Например, помогите написать план сочинения, помогите советом, предложите что-то свое, вместе сходите в библиотеку. Но писать за ребенка сочинение не следует.

Если в школе родительское собрание, обязательно сходите.

Принимайте участие в работе родительского комитета. Помогайте школе.

Если вам что-то в школе не нравится, поговорите с учителями, администрацией. Если вы не можете предложить ничего конструктивного для улучшения ситуации, обратитесь за советом и за идеями к другим родителям.

 

Хороший школьный климат

· Спрашивайте ребенка о проблемах и опасениях, связанных со школой. Он дерется? Его обижают? В коридорах, столовой, туалетах он себя чувствует в безопасности?

· Если в школе по каким-то причинам небезопасно для ребенка, немедленно звоните или пишите непосредственно директору. Потребуйте письменного ответа на ваши вопросы.

· Чем больше вы проводите времени в школе, тем больше вы знаете, что там: происходит. Ознакомьтесь с правилами внутреннего распорядка школы и отслеживайте, не нарушаются, ли права школьников.

 

Правила для родителей

· Договоритесь между собой, какого поведения вы ожидаете от ребенка. Воспитывая ребенка, родителям следует придерживаться единых взглядов и не противоречить друг другу.

· Время от времени пересматривайте ваши требования к ребенку. Они разумные? Честные? Достаточно ли вы уважаете права ребенка? Если у вас возникли какие-то сомнения, прочитайте литературу о воспитании.

· Поговорите с ребенком о ваших требованиях к его поведению. Объясните, почему они важны. Используйте понятный  ребенку язык.

· Спросите мнение ребенка о ваших требованиях к его поведению. Часто оказывается, что ваши требования и взгляды  ребенка совпадают.

· Регулярно пересматривайте семейные правила для подростков, они должны соответствовать их возрасту и уровню зрелости.

· Когда вы не уверены в том, что следует делать, поговорите с другими родителями, с представителями церкви, со школьным психологом или опытными учителями. Они могут дать вам дельный совет.

· Заранее договоритесь о наказании, если ребенок нарушит семейные правила. Будьте готовы к тому, чтобы сдержать слово.

· Выслушайте мнение ребенка о наказаниях. Когда к детям относятся уважительно и серьезно, они могут предложить интересные идеи.

· Будьте постоянны. Повторяйте правила и поощряйте их выполнение. С другой стороны, будьте готовы к возможному пересмотру ваших требований и наказаний, когда дети становятся старше или обстоятельства жизни семьи меняются. Абсолютно необходимо менять некоторые правила по мере роста и взросления   ребенка.

· Рассматривайте дисциплину как способ обучения ребенка, а не как форму наказания. Помните, что наилучшая дисциплина произрастает на почве  взаимного уважения и близких взаимоотношений, а не на   проявлениях  власти или авторитаризма.

· Нельзя предъявлять дисциплинарные требования к ребенку, проявляя при этом злость или жестокость. Если вы почувствовали свое бессилие, злость, обратитесь за профессиональной помощью.

· Если, несмотря ни на что, ребенок продолжает нарушать установленные вами правила, прекратите его наказывать и выясните, в чем причины такого поведения. Может оказаться, что причины лежат в плоскости эмоциональных или психологических проблем ребенка или связаны с заболеванием.

 

Контроль со стороны родителей

· Будьте в курсе того, кто из членов семьи, куда и когда идет, что делает. Это помогает правильно строить общение.

· Когда вы куда-то уходите, скажите детям, куда вы идете и когда придете. Оставьте телефон, по которому вас можно найти. Это хороший пример ответственного поведения, которому ваш ребенок будет подражать в будущем.

· Когда дети одни дома, звоните им и спрашивайте, как дела.

· Когда ваш ребенок собрался куда-то идти, спросите, куда он идет, с кем, что он собирается делать и когда он вернется. Сделайте ответы на все эти вопросы привычкой для ребенка.

· Когда ваш ребенок идет на праздник или день рождения, убедитесь в том, что в доме будут взрослые. Проводите ребенка в гости и познакомьтесь с родителями друга, если вы с ними не знакомы.

· Узнайте, кто родители друзей вашего ребенка. Договоритесь с ними, что дети не останутся без присмотра в вашем или их доме.

· Сделайте все, чтобы ваш дом был приятным местом для друзей вашего ребенка.

 

Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики?

1. Разберитесь в ситуации. Не паникуйте. Даже если Вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке своего сына или дочери след укола, это еще не означает, что теперь ваш сын неминуемо станет наркоманом и погибнет. Зависимость от наркотика хотя и формируется достаточно быстро, все же на это требуется время. Кроме того, бывают случаи, когда подростка вынуждают принять наркотик под давлением или в состоянии алкогольного опьянения. Помните и о том, что многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (например, обезболивающие наркотики, масочный наркоз и т.д.) Найдите в себе силы спокойно во всем разобраться. Решите для себя, сможете ли вы сами справиться с ситуацией или вам нужно обратиться за помощью. И постарайтесь с первых же минут стать для своего ребенка не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой.

2. Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить Вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это скорее всего оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите, делать выводы. Возможно, для Вашего сына или дочери это первое, и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если Вы сможете поговорить со своим ребенком на равных, обратиться ко взрослой части его личности. Особенно ценным для сохранения доверия мог бы быть разговор с подростком о вашем собственном опыте употребления (возможно, алкоголя). Было ли тогда важным почувствовать себя взрослым, или быть принятым в компании, или испытать новые ощущения? Не исключено, что подобные же проблемы стоят сейчас перед вашим ребенком. Возможно, что наркотик для него сейчас - это способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.

3. Оказывайте поддержку. "Мне не нравиться, что ты сейчас делаешь, но я все же люблю тебя и хочу помочь", - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним ни произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом, получить понимание и поддержку. Оставайтесь открытыми для своего ребенка. Пусть у него как можно чаще будет возможность обратиться к вам со своими трудностями. Постарайтесь найти больше времени для общения к совместных занятий, поощряйте, интересы и увлечения подростка, которые смогут стать альтернативой наркотику; интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на вашего ребенка будет действовать ваш собственный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, лекарств. Будьте, уверены, дети видят, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже не такими опасными, как наркотик.

4. Обратитесь к специалисту. Если вы убедились, что ваш ребенок не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах помочь ему - обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу обращаться к наркологу. Если у подростка еще не выработалось стойкая зависимость и наркотик для него - способ справиться с личными проблемами, лучше начать с психолога или психотерапевта. Будет очень хорошо, если и сам подросток сможет пообщаться с психологом (при этом важно избегать принуждения). Специалист сможет более точно и объективно оценить ситуацию и вместе с вами и вашим ребенком попробовать найти выход из трудного положения.

Если же вы чувствуете, что у вашего ребенка уже сформировалась стойкая зависимость от наркотика, не теряйте времени - обращайтесь к наркологу. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, которые вызывают у вас доверие. И помните, чтобы помощь нарколога была эффективной, необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Наркомания - тяжелое и коварное заболевание. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от Вас серьезных и длительных усилий.

Дата последнего обновления страницы 09.12.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»