
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно – воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно – нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающего к жизненному определению, самостоятельному выбору. Сегодня воспитание – это не только педагогический фактор, т.е. учителя, уроки, учебники, классные часы, внеклассные мероприятии, но и фактор социальный, а именно, включенность в окружающую среду; отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, друзьями образовательного учреждения; психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках нашей школы, если учесть удалённость нашего микрорайона от центра города.
Педагогическая система образования школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг). Эта система – единое целое, где взаимосвязанная педагогическая деятельность, определенная блоками – программами и деятельностью учащихся и ученического самоуправления, протекающая в разных формах. Кроме этого система охватывает и разнообразную деятельность за пределами школы.
Цель:
Педагогическая система направлена на развитие познавательной активности учащихся, формирование гуманистического отношения к окружающему миру, нравственных основ личности, способностей к самоопределению, воспитание толерантности на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов; формирование мировоззрения противоположного доминирующему в настоящее время – бездуховному, потребительскому.
Задачи:
-
Создание духовно-нравственной воспитательной среды.
-
Создание в школе атмосферы культуры и образовательно-ценностных ориентаций.
-
Развитие инициативы и творческой самостоятельности во всех видах деятельности.
-
Формирование и укрепление ученического содружества как общности взглядов, целей и стремлений в достижении социальной зрелости и профессиональной подготовки будущего специалиста.
Принципы педагогической системы образования:
Создание духовно-нравственной воспитательной среды - это создание такой атмосферы в образовательной организации, в которой всегда присутствует поиск смысла работы учителя и педагогического коллектива, ученика и ученического коллектива, всего школьного сообщества.
При создании такой среды педагогический коллектив опирается на определенные принципы:
1. Принцип гуманистической ориентации воспитания. Он ориентирует на учет индивидуальности обучающегося, на создание условий для реализации интересов, наклонностей и способностей, на стимулирование новых интересов. Данный принцип предполагает также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения.
2. Принцип социальной защищенности. Этот принцип предполагает подготовку воспитанников к сложным отношениям, формирование волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающего мира, выработку определенного иммунитета к негативному влиянию социальной среды.
3. Принцип творчества. Главное условие - выбор школьниками формы участия в учебной и внеучебной деятельности. Поддержки различных инициатив. Создание творческой атмосферы.
4. Принцип сотрудничества коллектива школьников с коллективом учителей. Принцип coyправления. Этот принцип предполагает развитие инициативы и самостоятельности обучающихся, делегирование им полномочий и ответственности. Создание демократических и независимых от администрации детских сообществ.
5. Принцип выработки единых задач в области воспитания с учетом возникающих проблем.
6. Принцип вертикального смешивания возрастов. Этот принцип является эффективным средством при создании комфортной атмосферы в школьном коллективе.
В нашем образовательном учреждении мы создали воспитательную систему гуманистического типа на основе осознания каждым ребёнком себя человеком с чувством собственного достоинства, верящего в себя, ответственного за свою жизнь и поступки. Содержание воспитания нацеливаем на формирование таких личностных качеств, благодаря которым выпускник сможет реализовать свой потенциал на работе, в семье, добиться успехов в жизни и тем самым обогатить общество. На реализацию данной цели и направлен весь воспитательно – образовательный потенциал, которым располагает наша школа и окружающий её социум.